На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Первый Исторический

26 подписчиков

Свежие комментарии

  • Румина Мавлеева (Саитова)
    Про это было давно известно.. Опоздал автор 😀Шокирующая правда...
  • Светлана Шумилина
    Какие средние 180р.это была з/плата руководящего состава,а так 70,90р.Мама получала пенсию 62р.Какими были пенси...
  • Виктор Полуэктов
    Что сейчас с его могилой в нацистском Киеве... Это будет ясно лишь после полной денацификации Украины. Чтобы ни один ..."Какой же это кап...

"Чертовы русские!" Как партизаны использовали "рельсового червя", что он собой представлял и почему его ненавидели фашисты

Однажды товарищ Сталин сказал:

"Один партизан в тылу врага стоит сотни бойцов на фронте!"

Иосиф Виссарионович оказался прав, ведь партизанское движение в годы Великой Отечественной войны стало для вражеских оккупантов сущим кошмаром. До начала войны мало кто мог предположить, что неистовая борьба советских граждан в тылу гитлеровских оккупантов станет одним из решающих факторов поражения "непобедимого" врага.

Всё дело в том, что в партизанских соединениях и отрядах числилось около 1 млн. бойцов. А за 4 года боестолкновений народные мстители ликвидировали, взяли в плен и ранили свыше 1,5 млн. фашистов.

Шoйгy срочно обратился к россиянам: в марте 2023 всем приготовиться к... 👈

Кроме того, в годы войны партизаны: вывели из строя более 4,5 тыс. бронированных машин и танков; угнали и взорвали 66 тыс. грузовиков и легковых машин; сбили и ликвидировали прямо на аэродромах свыше 1150 самолетов; испортили более 2,5 тыс. разнокалиберных орудий; разграбили и уничтожили около 3 тыс. стратегически важных складов, боевых арсеналов и продовольственных баз; привели в негодность около 13 500 км линии проводной связи; сожгли сотню захваченных нефтебаз.

Вражеский эшелон, пущенный под откос

Но и это ещё не всё! В 1943 году началась, так называемая, "Рельсовая война", во время которой немцы наконец-то узнали, что означает их же выражение "полный швах"...

Операция "Рельсовая война".

25 июня 1943 года "ЦК КП(б) Белоруссии постановил:

Одобрить представленный на рассмотрение ЦК разработанный по инициативе секретаря ЦК КП(б) Белоруссии товарища Пономаренко план развертывания партизанской "рельсовой войны" в тылу немецких оккупантов, как наиболее эффективный способ массового разрушения железнодорожных коммуникаций врага..."

И пошло-поехало. Уже к 14 июля 1943 г., когда Ставка верховного главнокомандования приказала начать операцию, в которой кроме белорусов участвовали смоленские, ленинградские, орловские, калининские и украинские партизаны. 

Если есть такая запись в трудовой – пенсию увеличат сразу на 30%, для этого нужно…👈

В дальнейшем общее число боевых мини-операций партизанских отрядов и подпольщиков составило не менее 252 000, а количество рельсовых диверсий и набегов на захваченные врагом железные дороги – 95 тысяч.

Неуловимые мстители минируют железную дорогу во время "Рельсовой войны".

Всего же с 1943 по 1945 год народные мстители организовали в тылу врага 21,4 тыс. крушений эшелонов, пустили под откос 116 бронепоездов, привели в негодность 16 870 паровозов и приблизительно 171 010 вагонов.

Весной будет рыдать вся Россия , эти события заставят народ содрогнуться, предсказание Мессинга на 2023 год…👈

Кроме того партизаны ликвидировали 253 железнодорожных узла, расхитили 610 000 рельсов, подорвали 1982 ж/д моста, разрушили на трассах и грунтовых дорогах 9640 мостов. Мягко говоря, гитлеровцы пребывали в шоке, а их яростная борьба с диверсиями и подпольем лишь только усугубляла ситуацию на железнодорожных путях.

"Вчера партизаны совершили диверсию недалеко от нас. Вначале они пустили под откос эшелон с отпускниками, а потом завязали бой. Ты себе даже представить не можешь, что после этого осталось. Мы не чувствуем себя в безопасности даже когда идём в уборную. Нигде нельзя проехать или пройти, они орудуют совсем близко и их многие тысячи..."
Отрывок из письма немецкого ефрейтора Руперта Кода своей невесте.

"Русь бескрайняя всегда была богата и славилась умельцами в веках".

Во многом невероятные достижения партизан были воплощены в реальность благодаря некоему умельцу – лейтенанту Шавгулидзе. Этот товарищ умудрился изобрести в походных условиях специальный клин, который прикрепляли к ж/д путям, что приводило к сходу состава с рельсов и полному разрушению поездов. С помощью данного изобретения партизаны успешно действовали, когда у них было время на подготовку к диверсиям. Однако народные бойцы никак не могли досадить фашистам, если им приходилось срочно отступать.

Доработанный клин Тенгиза Шавгулидзе. С его помощью колеса эшелона приподнимались и слетали в сторону с рельсов.

Оказывается, что выход из данной ситуации был найден ещё в 1915 году. Именно тогда войскам Российской Империи пришлось срочно отступать в Галиции и Польше, а оставлять неприятелю целые железнодорожные полотна было как-то не с руки. Конечно, в разрушении путей сообщений принимали участие минёры. Однако взрывчатки и подрывников катастрофически не хватало плюс сильно поджимало время. Но тут всех выручила солдатская смекалка и проблема была быстро решена.

На помощь отцам-командирам пришёл военнослужащий 4-го железнодорожного батальона – подпрапорщик с незвучной фамилией Червяк. Именно он предложил использовать для разрушения путей приспособление, которое впоследствии назвали в его честь. Как ни странно, изобретение имело элементарную конструкцию, а для его использования требовался только паровоз. Таким образом, при отступлении частей взрывчатка была сэкономлена, рельсы и шпалы разрушены, а русская армия смогла быстро приступить к выполнению новых задач.

Так что же из представлял собой тот самый "червяк", которым впоследствии успешно пользовались партизаны Великой Отечественной войны? Ведь из-за простоты его изготовления это был самый надёжный помощник диверсантов

"Рельсовый червяк".

До наших дней дошло лишь изображение немецкой копии изобретения. Однако принцип его работы такой же, как и у путеразрушителей советских партизан.

Про то, как диверсанты пускали поезд под откос мы уже поговорили. Однако после разбора места аварии гитлеровцы продолжали использовать ветку ж/д, что в случае отступления категорически не устраивало партизан. Они прекрасно понимали, что на оставленных территориях необходимо разрушать сами пути. Ведь в противном случае немцы быстро наладят надёжное сообщение с фронтом. Т. о. при вынужденном отходе с места старой дислокации народные мстители задействовали систему "Рельсовый червяк". Как итог, после её работы пути сообщения приходили в полную негодность, нацисты были в ярости, но ничего с этим поделать не могли.

Конструкция представляла собой обыкновенную петлю (см фото выше), которую делали из обычного рельса. По ширине эта петля должна была быть больше ж/д колеи, а с обратной стороны устройство снабдили креплением, чтобы его можно было зацепить за паровоз. Перед началом процесса партизаны разбирали дорожный стык, затем петлю "червяка" подводили под рельс, а его обратную сторону цепляли к паровозу. После этого мощная паровая машина двигалась вперёд, а изогнутая форма приспособления сильно деформировала рельсы и отделяла их от шпал.

Это была самая эффективная и простая в изготовлении система ещё до и во время "Рельсовой войны". Ведь для её производства достаточно было найти кустарную мастерскую или обыкновенного кузнеца, а не ездить за тридевять земель на какие-нибудь сталелитейные заводы.

Немецкий ответ.

Немецкий "Крюк" системы Haken в действии.

Конечно, немцы были в бешенстве из-за разрушения железнодорожных путей, однако после перехода инициативы в руки СССР им самим пришлось использовать аналогичные методы работы. В конце Великой Отечественной войны гитлеровцам приходилось постоянно отступать, но они всё ещё надеялись, что уничтожение путей снабжения РККА даст им немного времени на успешную перегруппировку.

Для разрушения железнодорожного полотна нацисты были вынуждены наладить новое производство. В итоге у конструкторов фашистской Германии получилось создать мощный разрушитель под названием "Крюк" (см фото). Однако время уже было упущено и гитлеровцам удалось лишь не на долго отсрочить свой неминуемый крах.

наверх